Избирательное внимание методом погружения

Избирательное внимание методом погружения

Избирательное внимание ведет к фиксированию информации, даже если мы не ставим перед собой задачи что-либо запомнить.

В 1930-х годах отечественный психолог А. А. Смирнов раздавал двум группам детей наборы карточек. На каждой из них была картинка и какое-то число. Одной группе нужно было разложить карточки по числам, другой — по картинкам.

Затем детей просили вспомнить числа и изображения. Дети плохо или совсем не запоминали то, что не входило в сферу их «сортировочной» деятельности. Первая группа плохо помнила картинки, вторая — числа.

Сейчас такие исследования проводятся с помощью аппаратуры, фиксирующей активность мозга во время эксперимента. Американский нейробиолог Джеймс Брюер показывал студентам 92 фотографии.

Одна группа испытуемых выбирала из пачки снимков портреты, а другая пейзажи. При этом за работой их мозга наблюдали с помощью томографа.

Потом участникам эксперимента показывали смешанную подборку фотографий: те изображения, которые они уже видели, и новые.

Аппаратура показала: в памяти испытуемых оставались те снимки, при рассматривании которых были особенно активны участки мозга, отвечающие за направленный анализ изображений.

То есть во второй раз испытуемые чаще выбирали те самые фотографии, на которых им было предложено сосредоточить внимание в первый раз. Результаты подобных экспериментов свидетельствуют: чем больше внимания человек уделяет своим занятиям, тем вероятнее, что они не пройдут для него бесследно.

При этом совсем необязательно сознательно ставить перед собой задачу чему-либо научиться или что-то запомнить. Если мы углубились в тему, это уже само по себе означает, что мы чему-то научимся. Малыш часами ставит кубики один на другой — башня растет все выше.

Ребенок, конечно, не задается осознанной целью усвоить, что верхний кубик не упадет, если центр тяжести приходится на нижний ярус. Он и слов-то таких не знает, а просто хочет построить башню и настойчиво добивается своего.

Вскоре возведение башни из кубиков займет у него не так уже много времени — вот вам и плоды обучения. Запоминание, о котором и речи не шло.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: