Кто направляет прожектор внимания

Кто направляет прожектор внимания

Еще один крайне важный вопрос: в чем же причина того, что выученное однажды все-таки забывается? Неужто всему виной наша рассеянность и недостаток внимания?

Азбучная истина: кто внимателен и сконцентрирован, тот и учится лучше. Однако эксперименты психологов показали: общая способность к концентрации, то есть привычка «работать головой», и избирательное внимание — совсем не одно и то же. Это разные типы мозговой активности, и базируются они на различных нейробиологических механизмах.

Поддержанию мозга, так сказать, в интеллектуальном тонусе способствует активное состояние всей коры головного мозга. А вот когда мы целенаправленно сосредотачиваемся на какой-то проблеме, в коре головного мозга активизируются только те участки, которые отвечают за решение.

Эффект прожектора

Профессор из США Майкл Познер сравнивает избирательное внимание с лучом прожектора: прикладывая определенное интеллектуальное усилие, мы направляем луч, высвечиваем нужный сегмент внешнего мира. Нейробиологи любят точность, они не привыкли верить ничему, кроме результатов своих лабораторных экспериментов.

И опыты подтверждают: именно избирательное внимание — основа целенаправленного и эффективного обучения. Группа Майкла Мерцениха обучала обезьян различать на ощупь небольшую — от 20 Гц до 22 Гц — разницу в частоте колебаний пластинки. Правильно решив сложную для них поначалу задачу, обезьяны получали в награду фруктовый сок — и при каждой следующей попытке справлялись с заданием быстрее.

Параллельно проводившиеся исследования показали: обучение явно отражалось на состоянии мозга приматов: сенсорные участки коры их головного мозга, отвечающие за осязательные ощущения пальцев, увеличились.

Обезьянам из другой группы напрягать голову не приходилось: они просто ощупывали привлекавшие их внимание блестящие пластинки.

Даже заданием это не назовешь, и в отличие от своих сородичей, эти обезьяны не получали никакого вознаграждения. Состояние их сенсорной коры, связанной с кончиками пальцев, осталось без изменений.

Это значит, что к росту определенного участка коры приводит не простая бомбардировка мозга сенсорным раздражением, а концентрация внимания на решении задачи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: